Танцевально - двигательная терапия для особых детей. Коррекция аутизма.
Программа "Коррекция и реабилитация расстройств аутистического спектра посредством танцевально-двигательной терапии" предназначена для особых детей.
В последнее десятилетие отмечается значительный подъём интереса исследователей и врачей общей практики к проблеме расстройств аутистического спектра.
Это, прежде всего, связано со значительно возросшей в последние годы распространенностью аутистических расстройств разной этиологии в детской популяции - с 7-16 до 26-52 случаев на 10 000 детского населения (Попов Ю.В., Вид В.Д., 1997; Gillberg C., 1990, ARRI, 2000). Столь высокие показатели заболеваемости расстройствами аутистического спектра и их тяжелые социальные последствия свидетельствуют о высокой актуальности изучения указанной патологии и необходимости поиска новых терапевтических подходов для этих групп больных.
При своевременном распознавании и адекватной терапии аутистических состояний у детей удается смягчить глубину психических и поведенческих расстройств (Башина В.М., 1999, Питерс Т., 2001).
Процессуальный детский аутизм, являющийся одним из вариантов аутистических расстройств, формируется в связи с эндогенным психозом, начинающимся в первые 3 года жизни ребенка.
Ранее, в работах Т.П.Симсон (1948) и В.М.Башиной (1989, 1999), клиника детского аутизма процессуального генеза описывалась в разделе ранней детской шизофрении или раннего детского аутизма процессуального генеза.
Однако типология, особенности развития и прогноз манифестного эндогенного психоза с ранним началом, а также клинические особенности формирующегося в связи с ним детского аутизма остаются мало изученными.
Несмотря на то, что в последние 30 лет феноменология детского аутизма хорошо изучена как отечественными, так и зарубежными психиатрами и психологами (Rimland B., 1964; Козлова И.А., 1967; Башина В.М. с соавт., 1970, 1974, 1989, 1993, 1999; Исаев Д.Н. с соавт., 1973; Wing L., 1976, 1981, 1989; Rutter M., 1978, 1982; Schopler et al., 1984, 1986; Никольская О.С., 1987; Gillberg C., 1990, 1998; Козловская Г.В., 1995; Eisenmajer et al., 1996; Lord C. et al., 1996; Szatmari P., 2000 и др.), данные о глубине и характере поражения функциональных систем мозга при детском аутизме крайне противоречивы.
Изучение психопатологической структуры задержки психического развития, в том числе в зависимости от степени её выраженности при детском аутизме процессуального генеза, имеет большое значение для правильного подбора терапии и планирования реабилитационных мероприятий.
Таким образом, уточнение клиники ранних манифестных эндогенных психозов (с началом до 3 лет), также, как и определение критериев их ранней диагностики и прогноза, представляется весьма актуальной задачей детской психиатрии.
Столь же актуален вопрос о возможных корреляциях между динамикой эндогенного процесса, с одной стороны, и структурой и тяжестью формирующегося в связи с ранним психозом процессуального детского аутизма с другой.
Задачей первостепенной важности является, также, разработка новых методов терапии указанных состояний.
Проблема обучения и воспитания детей, страдающих расстройствами аутистического спектра, сегодня является очень важной и мало разрешённой.
Недостаточно разработанными являются и вопросы коррекционно-развивающего воздействия на психофизическую сферу детей с аутизмом.
Учитывая своеобразие формирования двигательных функций у детей с аутизмом, адаптивное физическое воспитание (далее АФВ) ставит важные задачи, направленные на укрепление здоровья детей, своевременное формирование двигательных навыков и основных физических качеств.
Однако, процесс АФВ, это не только коррекция нарушений двигательной сферы, стимуляция физического и моторного развития, создание предпосылок и стимуляция интеллектуального развития, это также педагогический процесс формирования личности, обеспечивающий условия для последующей социальной адаптации и интеграции детей (Плаксунова, 2004).
Нарушения в двигательной сфере детей с аутизмом можно классифицировать по следующим признакам:
I. Нарушения физического развития (отклонение от нормы по основным антропометрическим показателям, нарушения осанки, стопы, отставания в показателях жизненной ёмкости лёгких и др.);
II. Нарушения в развитии двигательных способностей (нарушения координационных способностей, отставания в развитии двигательных качеств);
III. Нарушения в развитии основных движений (нарушения при ходьбе, беге, в прыжках, при выполнении действий с мячом) (Дмитриев, 2004).
Кроме того, нарушения двигательной сферы усугубляются характерными поведенческими особенностями аутичных детей, с недостаточностью социального взаимодействия, взаимной коммуникации, недоразвитием воображения (Гилберт, Питерс, 2002).
Широкий спектр нарушений возникает обычно на фоне неглубоко нарушенных интеллектуальных функций. Однако, ребёнок, страдающий аутизмом и обладающий высоким тестируемым интеллектом может иметь тяжёлые нарушения мотивации действий (Вейтс, 1992).
Всем детям с аутизмом свойственны нарушения регуляции мышечной деятельности. В результате этого, своевременно не формируется контроль за двигательными актами, возникают трудности в формировании произвольных движений, трудности в становлении их целенаправленности и координированности, страдает пространственная ориентировка.
У многих детей возникают сопутствующие движения (синкинезии). При этом, сильно нарушенными оказываются моторные компоненты речи, тесно связанные с общим развитием как крупной, так и мелкой моторики.
Некоторые дети производят впечатление физически здоровых и двигательно сохранных, но при выполнении заданий, требующих включения целенаправленных двигательных актов, у них проявляются значительные трудности в понимании инструкции и даже в имитации движений.
Таким образом, дети, страдающие расстройствами аутистического спектра, нуждаются в специальной программе психомоторного развития, в специальных подходах и методах обучения.
Поэтому разработана программа «Моторная азбука», которая предназначается для детей с аутизмом, страдающих первазивными нарушениями психического развития, проявляющимися в аномальном развитии интеллектуальной и эмоциональной сфер, сенсорики и моторики, внимания, памяти, речи (Питерс, 2002).
Данная программа разработана с учётом структуры дефекта аутичных детей, а также с учётом недостатков развития их двигательной сферы и психомоторики.
Программа направлена на развитие умений у детей с аутизмом, в соответствии с уровнями построения движений Н.А. Бернштейна (Маланов, 2001), которые представлены в следующих разделах:
Раздел 1. Умения выполнять действия, требующие ориентировки в пространстве тела.
Раздел 2. Умения ориентировать двигательные действия во внешнем пространственном поле.
Раздел 3. Умения выполнять точные, «прицельные» действия в пространственном поле с предметами.
В содержание программы вошли следующие классы действий и соответствующие им блоки упражнений:
⚡Действия, требующие ориентировки в пространстве тела:
• Упражнения на развитие умения выполнять действия, требующие ориентировки в пространстве тела.
⚡Действия, обеспечивающие различные виды перемещения ребёнка во внешнем пространственном поле – бег, прыжки, лазания, ползания и т.д.:
• Упражнения на перемещение во внешнем пространственном поле.
• Упражнения на преодоление и обход внешних препятствий.
⚡Точные «прицельные» действия в пространственном поле без предметов и с разнообразными предметами:
• Упражнения на точность перемещений во внешнем пространственном поле.
• Упражнения на развитие умения выполнять точные, «прицельные» действия в пространственном поле с предметами.
Содержание программного материала состоит из базовых основ адаптивной физической культуры и основывается на закономерностях формирования движений нормально развивающегося ребёнка от рождения до 7-летнего возраста.
Все упражнения распределены с учетом возраста и по степени сложности двигательных заданий на четыре уровня.
Помимо включения в повседневные занятия и игры ребёнка указанных классов двигательных действий, важным является развитие двигательной рефлексивности:
• Умение осознавать выполняемые действия – называть выполняемые движения, рассказывать о движениях, о том, с какой целью, как и в какой последовательности выполняются разнообразные действия.
Программа составлена с учётом основных принципов коррекционно-развивающего обучения:
• Индивидуализация и дифференциация процесса обучения.
• Коррекционная направленность обучения.
• Комплексность обучения на основе прогрессивных психолого-педагогических и психолого-физиологических теорий.
Основные цели обучения детей с аутизмом на занятиях по программе «Моторная азбука» являются:
- Развитие имитационных способностей (способностей к подражанию).
2. Стимулирование к выполнению инструкций.
3. Формирование навыков произвольной организации движений собственного тела.
4. Воспитание коммуникационных функций и способностей взаимодействовать в коллективе.
Основные подходы в обучении детей с аутизмом на занятиях по программе «Моторная азбука».
Дети коррекционного отделения нуждаются в строго индивидуализированном адаптивном физическом воспитании. У них слабо развиты навыки по владению собственным телом, отмечаются плохой контроль за скоростью, силой и равновесием, трудности включить всё тело в единый процесс движения, и они не знают, что они физически умеют делать, и как они могут двигаться.
Программу «Моторная азбука» рекомендуется использовать для таких учеников начиная с первого уровня, соблюдая последовательность выполнения представленных в ней упражнений и действий.
От учеников нельзя ожидать быстрого и четкого выполнения заданий. Ученики не осознают, что происходит вокруг, они не могут научиться упражнениям, как другие – наблюдая или экспериментируя.
Для формирования произвольных моторных навыков детям необходимо много физической помощи.
Программу необходимо начинать с заданий, выполняемых в пространстве собственного тела, тем самым, дав ученику возможность получить представление о собственном теле, ощутить отдельные части тела и конечности, почувствовать, как напрягаются и расслабляются мышцы.
Одной из конечных целей программы по развитию психомоторики, является обучение ученика выполнять упражнения без помощи взрослых. Ускорить этот процесс помогают занятия не только в стенах учебного учреждения, но и дома.
Дети школьного отделения, на начальном этапе обучения, также нуждаются в физической помощи. Эти дети владеют определенными двигательными навыками, но они имеют зрительно-моторные нарушения, очень неловки и не совсем уверены в движениях.
Координация движений у них нарушена в большей степени, чем мелкая моторика. Ученики могут ориентироваться в игровой ситуации. У них возможны трудности в обучении езде на велосипеде, плаванию, катанию на лыжах и коньках.
Руководство по мере выполнения упражнений может улучшить их качество. Им нужно помочь добиться определенного уровня успеха. Этим детям необходимо работать над основными моторными навыками, их нужно учить элементам игры в футбол, а также в другие игры с броском и ловлей мяча.
Аутичному ребёнку, как и любому другому необходимы постоянные физические нагрузки для поддержания психофизического тонуса и снятия эмоционального напряжения. Поэтому задания из программы «Моторная азбука» рекомендуется использовать для проведения занятий дома, для чего необходимо обучать родителей работать по данной методике.
Методы обучения по программе «Моторная азбука»:
- Развитие умения выполнять действия, требующие ориентировки в пространстве тела.
Базовой и наиболее естественной, онтогенетически более ранней и закреплённой всем опытом человека системой ориентации является схема тела (Семенович, 2002).
У ребёнка представление о собственном теле («схема тела») формируется только на основе многостороннего опыта, предоставляемого органами чувств. При этом, осязание и ощущение движения важны так же, как и распознавание глазами. К тому же, ребёнок должен почувствовать своё тело и через прикосновение к коже, и в собственном движении, мышечном напряжении, в изменении положения тела или его частей («Азбука для родителей», изд. БелАПДИ, 1996).
Детей с ранним детским аутизмом рекомендуется обучать восприятию и воспроизведению движений, начиная с элементарных вещей, например:
• Учить выполнять движение головой;
• Учить выполнять движения кистями рук;
• Учить выполнять положения, перемещения и движения рук;
• Учить выполнять положения, перемещения и движения ног;
• Учить выполнять положения и движения туловища.
Методика обучения.
Осознанное участие в выполнении движения или его воспроизведение является как целью обучения, так и признаком успешного развития восприятия и навыков воспроизведения.
Чтобы побудить ребёнка наблюдать за движениями, узнавать, ощущать и называть их необходимо:
• Медленно и чётко выполнять движения, комментируя их.
• Описывать упражнения просто, но образно, пользуясь одними и теми же обозначениями для повторяющихся движений.
• Предлагать ребёнку называть выполняемые движения.
• Начинать с простейших движений (хлопков в ладоши, вращательных движений руками, приседаний и подъёмов).
• Одновременно работать над небольшим количеством упражнений, повторяя их.
• Сопровождать движения ребёнка ритмичным стишком.
• Помогать ребёнку, ободрять его, исправлять неправильное движение, поощрять за успехи.
2. Развитие умения ориентировать двигательные действия во внешнем пространственном поле.
Следующим важным этапом является осознание двигательных возможностей и расширение диапазона движений в разных зонах пространства. Усвоенные ранее навыки являются базой для развёрнутого произвольного действия (Семенович, 2002).
Упражнения на перемещение во внешнем пространственном поле и на преодоление и обход внешних препятствий:
• В ползании и лазании
• В ходьбе
• В беге
• В прыжках
Методика обучения.
Чтобы научить ребёнка различным видам перемещений необходимо:
• Начинать обучение с коротких перемещений по прямой и постепенно подходить к передвижению на более длинные дистанции, по кругу, дуге, зигзагообразно.
• Для облегчения выполнения заданий помещение размечается сплошными цветными линиями или другими ориентирами, чётко обозначаются линии «старт», «финиш» и зона отдыха.
• Задания формулируются в виде вопросов, побуждающих ребёнка к действию, например, «Ты сможешь проползти рядом со мной?».
• Незнакомые движения показывать и называть.
• Ритмичное сопровождение движений (словами, ударами в ладоши и т.д.) является существенной помощью ребёнку.
3. Развитие умения выполнять точные, «прицельные» действия в пространственном поле с предметами:
• Упражнения на точность перемещений во внешнем пространственном поле.
• Упражнения на развитие умения выполнять точные, «прицельные» действия в пространственном поле с предметами.
Методика обучения.
• Образцы движений сопровождаются коротким, но образным объяснением, относящимся только к одному из аспектов движения.
• Движения выполнять вместе с ребёнком (хотя бы частично), обязательно сопровождать движение инструкцией.
• По ходу движения давать словесные объяснения.
• Необходимо создавать интересные ситуации и побуждать ребёнка решить их. Например: «Мячик с колокольчиком внутри, если ты в него попадёшь, то услышишь звон».
• Наряду с похвалой следует исправлять неправильные движения ребёнка.
• Каждый успех ребёнка отмечается и поощряется.
• Необходимо радоваться вместе с ребёнком его успехам и помогать преодолевать чувство страха перед некоторыми предметами или движениями.
Основная цель программы — совершенствование функций формирующегося организма, развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации.
Физическое развитие лежит в основе организации всей жизни детей и в семье, и в дошкольном учреждении. Это касается предметной и социальной среды, всех видов детской деятельности, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.
В режиме должны быть предусмотрены занятия физкультурой, игры и развлечения на воздухе, при проведении которых учитываются региональные и климатические условия. Работа по физическому воспитанию строится таким образом, чтобы решались и общие, и коррекционные задачи.
Основная задача — стимулировать позитивные сдвиги в организме, формируя необходимые двигательные умения и навыки, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.
На занятиях по физической культуре, наряду с образовательными и оздоровительными, решаются специальные коррекционные задачи:
формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных представлений;
изучение в процессе предметной деятельности различных свойств материалов, а также назначения предметов;
развитие речи посредством движения;
формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности;
управление эмоциональной сферой ребенка, развитие морально волевых качеств личности, формирующихся в процессе специальных двигательных занятий, игр, эстафет.
В работу включаются физические упражнения: построение в шеренгу (вдоль линии), в колонну друг за другом, в круг;
-ходьба;
-бег, прыжки;
-лазанье;
-ползание;
-метание;
общеразвивающие упражнения на укрепление мышц спины, плечевого пояса и ног, на координацию движений, на формирование правильной осанки, на развитие равновесия.
Рекомендуется проведение подвижных игр, направленных на совершенствование двигательных умений, формирование положительных форм взаимодействия между детьми.
В настоящее время в систему занятий по физическому развитию для детей с ОВЗ включается адаптивная физическая культура (АФК) — комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.
Адаптивная физкультура обеспечивает лечебный, общеукрепляющий, реабилитационный, профилактический и другие эффекты. Основные задачи, которые стоят перед адаптивной физической культурой:
формировать у ребенка осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами здоровых сверстников;
развивать способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;
формировать компенсаторные навыки, умение использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;
развивать способность к преодолению физических нагрузок, необходимых для полноценного функционирования в обществе;
формировать потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни, стремление к повышению умственной и физической работоспособности;
формировать осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества;
формировать желание улучшать свои личностные качества.
АФК объединяет все виды физической активности и спорта, которые соответствуют интересам детей с проблемами в развитии и способствуют расширению их возможностей. Цель АФК — улучшение качества жизни детей с ОВЗ посредством физической активности и спорта.
Основной задачей является решение конкретных психомоторных проблем, как путем изменения самого ребенка, так и изменения окружающей среды, по возможности, устраняя в ней барьеры к более здоровому, активному образу жизни, к равным со своими здоровыми сверстниками возможностям заниматься спортом.
На своих занятиях по двигательно-моторному развитию детей с расстройствами аутистического спектра особенно широко используя «Я Концепцию» (проговаривание выполняемых двигательных действий за ребенка и/или вместе с ребенком от первого лица). Например: «Я ползу», «Я ловлю мяч», «Я бегу» и др.
Таким образом, необходимо комментировать всю двигательную активность ребенка. Это помогает развивать у детей представления о самом себе, формировать схему тела и физический образ «Я».
Одной из конечных целей программы физического воспитания детей с аутизмом является обучение ребенка выполнению упражнения без помощи взрослых.
Ускорить этот процесс помогают однообразные занятия. Следует придерживаться последовательного структурированного однообразного порядка, а в программу обучения включать разные виды упражнений, так как аутичные дети способны концентрировать внимание только в течение короткого периода времени.
В содержание программы вошли:
Действия требующие ориентировки в пространстве тела.
Действия обеспечивающие различные виды перемещения ребенка во внешнем пространственном поле – бег, прыжки, лазания, ползания и т.д.
Упражнения на преодоления и обход внешних препятствий.
Точные прицельные действия в пространственном поле без предметов и с разнообразными предметами.
Умения осознавать выполняемые действия- называть выполняемые действия.
Цели программы:
• Развитие у детей имитационных способностей
• Стимулирования детей к выполнению инструкций
• Формирование у детей навыков произвольной организации движения собственного тела
Задачи программы:
1 Блок
- Регулировать мышечный тонус
2. Научит удерживать позу
3. Стимулировать вестибулярное восприятие
2 Блок
- Формирование схемы тела
2. Развитие способность совершать независимые движения различными группами мышц
3. Развите координации
4. Развитие плавности, серийности, ритмичности
3 Блок
- Сформировать пространственные отношения
2. Развитие чувство равновесия
3. Развитие ловкости
4. Развитие точности
В результате коррекции и развития движений уровня позы с помощью упражнений, стимулирующий глубокую чувствительность (массаж, самомассаж, крепкие объятья; упражнения на постуральные мышцы спины и многих других у детей с аутизмом появляется ощущение собственного тела. нормализуется мышечный тонус, восстанавливается вестибулярное восприятие. Это приводит к ослаблению или исчезновению страхов у ребенка, уменьшению его аутизма, появлению тонического ответа при телесном контакте, и как результат развивается общение ребенка с родителями. затем с другими детьми и взрослыми. появляется возможность социализации ребенка.
В Процессе выполнения упражнений во внешнем пространстве происходит осознание себя и своего тела. «Я» как объект в пространстве. это способствует правильному психическому развитию ребенка.
Однако процесс адаптивного физического воспитания – это еще и укрепление здоровья детей, своевременное формирование двигательных умений, навыков основных физических качеств, коррекция нарушения двигательной сферы, стимуляция физического и двигательного развития, создание предпосылок и стимуляция интеллектуального и речевого развития. Это также педагогический процесс формирования личности, обеспечивающий условия для последующей социальной адаптации и интеграции детей.
В программу так же включена Танцевально-двигательная терапия так как Танцевально-двигательная терапия является один из известных видов методик коррекции и реабилитации детей с аутичным расстройством. Танец идеально подходит для детей, страдающих аутизмом. Так как движение – это универсальное средство коммуникации. Все дети двигаются так или иначе, и аутичные дети не являются исключением. У них имеется уникальный язык движений, поэтому невербальная коммуникация является эффективным средством установления контакта. «Комплекс переживаний вовлекает всего человека настолько полно, насколько позволяет танцевальное движение: тело, эмоции, сознание Коммуникация через движение позволяет ребенку лучше осознать себя и делает его более приспособленным для взаимодействия с другими.
В свою очередь музыкальное сопровождение, а в частности классическая музыка, смягчает негативное поведение детей с расстройств аутистического спектра (РАС). Что доказано Джульетта Алвин, Эриел Уорик в ее опубликованной работе «Музыкальная терапия для детей с аутизмом» 2008 году.
Основное положение программы
Программа рассчитана на детей с Расстройством аутистического спектра (вместе со взрослым).
В начале проводится специальный массаж для лучшего ощущения ребенком своего тела. По методу Юрий Сытенко.
Дети ложатся на коврики полное похлопывание, затем продавливаем. переворачиваем тоже самое. Простукиваем пяточки сгибая в колени по 12, простукиваем колени, простукиваем пятки прямая нога , простукиваем косточки на ногах, простукиваем ладошки, простукиваем локти, простукиваем плечи . Крутим стопы по кругу, туда обратно по 10. Носочки вверх носочки в виз. крутим колени по 10 туда обратно, крутим бедро п 10 туда обратно.
• Качаем пресс по 10 (в зависимости от возраста).
Растяжка на полу.
• Складочка (стопы на себя, стопы в низ).
• Складочка одна ножка в лягушки (стопы на себя, стопы в низ).
• Лягушка вперед
Изоляция
• Голова вперед-назад, лево право, налево на право.
• Руки махи руками,
• Движения прямыми руками «Вверх-вниз»
• Руки крутим вперед-назад.
• Наклоны в стороны
• Приседания 10 (в зависимости от возраста)
• Стойка на одной ноге
• Шестеренка- вращения родителя вокруг ребенка. Катимся (руки ноги прямые).
• Идем на руках взрослый держит за ноги.
• Прыжки через верёвку, лежащую на земле
• Катать мяч в паре со взрослым
• Прыжки через обруч
• Ползание на четвереньках с родителем- родитель накрывает ребенка собой и ползет вместе с ним.
Танцевальные упражнения
• Вращение – выпрямляем ноги и руки и катимся по полу.
• Железнова- «Наши ноги ходят сами»
• Летаем как птички классика.
• Прыгаем как зайки- классика.
• Железнова- «Мишка косолапый»
• Стих на изучения право лево
• Железнова- Весело идем по кругу крепко держим мы друг друга
• Железнова- Все на ножки становитесь
• Железнова- Белые снежинки
• Железнова- едим едим на лошадке
• Железнова – Поплясать становись
• Железнова- Птички невелички
Литература:
Азбука для родителей. Движение, игра и спорт вместе с детьми, страдающими умственной неполноценностью. - БелАПДИ «Открытые двери», 1996.
Башина В.М., Краснопёрова М.Г., Симашкова Н.В. Классификация расстройства аутистического спектра у детей. Научно-практический журнал «Аутизм и нарушения развития», №2, 2003. С. 2-9.
Гилберт К., Питерс Т. Аутизм: Медицинское и педагогическое воздействие: Книга для педагогов-дефектологов / Пер. с англ. О.В. Деряевой. Под науч. ред. Л.М. Шипицыной; Д.Н. Исаева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 144 с. – (Коррекционная педагогика).
Дмитриев А.А. Коррекционно-педагогическая работа по развитию двигательной сферы учащихся с нарушением интеллектуального развития: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 224 с.
Маланов С.В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. Теоретические и методические материалы. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2001.- 160 с.
Плаксунова Э.В. Возможности адаптивного физического воспитания в формировании двигательной функции у детей с синдромом раннего детского аутизма. Научно-практический журнал «Школа здоровья». М., - 2004. - №1. – С. 32-37.
Плаксунова Э.В. Развитие моторики у детей с аутизмом. Научно-практический журнал «Аутизм и нарушения развития». М., - 2006. - №4. – С. 52-54.
Плаксунова Э.В. Формирование двигательной функции детей с аутизмом в процессе обучения действиям, требующим ориентировки в пространстве собственного тела. Сборник «Личность студентов в образовательно-развивающем пространстве физической культуры». Часть 2, МАНПО. – М., 2003. – С. 254-258.
Плаксунова Э.В. Состояние двигательной сферы детей с аутизмом и её развитие средствами адаптивной физической культуры. Тезисы докладов I Всероссийской научно-практической конференции «Теория и практика Адаптивной физической культуры и спорта в РФ». - Сочи, 2004.
Плаксунова Э.В. Развитие произвольной организации движений детей с аутизмом посредством круговой тренировки: Материалы I Всероссийской научно-практической конференции (26-27 октября 2007 г. Томск. - С. 166-169.
Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: учеб. пособие для высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Томас Й. Вейтс. Как помочь ребёнку? Московский Центр вальдорфской педагогики. - М., 1992.
Максимова Е. В. (2008) Уровни общения. Причины возникновения раннего детского аутизма, и его коррекция на основе теории Н. А.
Джульетта Алвин, Эриел Уорик «Музыкальная терапия для детей с аутизмом» 2008 году.
Приложение
I. Действия, требующие ориентировки в пространстве собственного тела
1. Движения головой
• Удержание головы, лёжа на животе
• Удержание головы, лёжа на спине
• Наклоны головой вперёд-назад
• Наклоны головой вправо-влево
• Повороты головы
• Вращения головой
2. Движения кистями рук
• Захват предмета и манипулирование им
• Сжимание кулачков одновременно на обеих руках
• Складывание пальцев в замочек и сгибательно-разгибательные движениями
• Одновременное сжимание-разжимание кулачков
• Повороты кистей рук в лучезапястном суставе «спинки-ладошки».
• «Пальчики здороваются»
3. Положения, перемещения и движения рук
• Движения прямыми руками «Вверх-вниз»
• Движения прямыми руками в стороны
• Сгибание рук к плечам
• Опорно-разгибательные движения руками
• Движения прямыми руками вперёд
• Движения прямыми руками в стороны
• Сгибание рук
• Движения прямыми руками
• Одновременные движения руками: руки на пояс, к плечам, за голову, вверх и обратно
• Махи руками (одновременно/поочерёдно)
• Поочерёдные движения руками: руки на пояс, к плечам, за голову, вверх и обратно
4. Положения, перемещения и движения ног
Сгибание ног 1
• Имитация ползания ногами
Сгибание ног 2
• Стойка на носочках
• Стойка на одной ноге
• Махи ногами
• Выпады ногами
5. Положения и движения туловища
• Поворот на бок
• Перевороты
• Наклоны вперёд
• Группировка
• Наклоны в стороны
• Повороты туловища
• Раскачивания в группировки
II. Действия на перемещение во внешнем пространственном поле
• Ползание и лазание
• Подползавшие к предметам
• Ползание за мячом
• В ползании, катать мяч рукой
• Ползание с опорой на предплечья
• Ползание с опорой на ладони и стопы
• Ползание по-пластунски
2. Ходьба
• Переступания
• Ходьба за взрослым
• Ходить приставным шагом в сторону
• Ходьба на носках, на пятках
• Маршировка (ходьба с высоким подниманием колен и отмашкой руками)
• Ходьба большими шагами
3. Бег
• Бег за взрослым
• Бег за катящимся мячом
• Убегание от взрослого
• Бег с согласованной работой рук и ног
• Бег в чередовании с ходьбой
4. Прыжки
• Полуприседания
• Прыжки на месте
• Прыжок в длину
• Прыжок вверх с касанием предмета
• Прыжки с продвижением вперёд
• Прыжки на одной ноге
III. Действия на преодоление и обход внешних препятствий
- Ползание, лазание
• Проползать под предмет
• Перелезающие через препятствие
• Перелезающие через несколько препятствий
• Преодоление нескольких препятствий подлезаем и перелезанием
• Пролезает под предмет правым и левым боком
2. Ходьба
• Обходит предметы, лежащие на пути
• Перешагивает через препятствия
• Ходьба по узкой линии на полу
• Ходьба «змейкой»
• Ходьба по брусу
3. Бег
• Бег между двумя линиями
• Обегание препятствий
• Бег «змейкой»
• Бег с преодолением препятствий
4. Прыжки
• Прыжки через верёвку, лежащую на земле
• Спрыгивает с небольшой высоты
• Прыжки через верёвку, висящую на высоте 4 см.
• Прыгать вперёд-назад, через верёвку лежащую на полу
• Впрыгивать на предметы высотой 10-25 см с места
IV. Действия на точность перемещений во внешнем пространственном поле
- Ходьба
• Ходьба по ориентирам
2. Бег
• Бег на точность по ориентирам
3. Прыжки
• Прыжки на точность приземления
• Прыгать, играя в «классики»
V. Точные, «прицельные» действия в пространственном поле с предметами
1.С мячом
• Катать мяч в паре со взрослым
• Отбивание мяча ногой
• Бросок мяча в горизонтальную цель
• Ловля и бросок мяча в паре со взрослым
• Сбивание мячом предметов
2. С обручем
• Катание обруча в паре со взрослым
• Прыжки через обруч
Почему нас выбирают:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если ты не нашел искомого танцевального или фитнес направления в нашем расписании, не спеши расстраиваться:
- Во-первых, ты всегда можешь записаться на индивидуальные занятия танцами и фитнесом;
- Во-вторых, ты можешь оставить у нас заявку на создание группы по интересующему тебя танцевальному или фитнес направлению, мы соберем группу и позовем тебя на занятия.
Так что не откладывай:
ЗВОНИ ПРЯМО СЕЙЧАС СПб:
Задай вопрос или закажи обратный звонок.
ПРИХОДИ:
Санкт-Петербург, Центральный район, ул. 7-ая Советская, д. 30 (вход с Дегтярной, код 30),
ст.м."Площадь Восстания", "Маяковская", "Площадь Александра Невского", СПб, Петербург.
Россия, Ленинградская область, Всеволожский район, пос. Мурино, ул.Шувалова/бул.Менделеева
ст.м."Девяткино", "Гражданский Проспект", СПб, Петербург.