Танцевально - двигательная терапия для особых детей. Коррекция аутизма.

Преподаватели: 

Программа "Коррекция и реабилитация расстройств аутистического спектра посредством танцевально-двигательной терапии" предназначена для особых детей.

В последнее десятилетие отмечается значительный подъём интереса исследователей и врачей общей практики к проблеме расстройств аутистического спектра. 

Это, прежде всего, связано со значительно возросшей в последние годы распространенностью аутистических расстройств разной этиологии в детской популяции - с 7-16 до 26-52 случаев на 10 000 детского населения (Попов Ю.В., Вид В.Д., 1997; Gillberg C., 1990, ARRI, 2000). Столь высокие показатели заболеваемости расстройствами аутистического спектра и их тяжелые социальные последствия свидетельствуют о высокой актуальности изучения указанной патологии и необходимости поиска новых терапевтических подходов для этих групп больных. 

При своевременном распознавании и адекватной терапии аутистических состояний у детей удается смягчить глубину психических и поведенческих расстройств (Башина В.М., 1999, Питерс Т., 2001). 

Процессуальный детский аутизм, являющийся одним из вариантов аутистических расстройств, формируется в связи с эндогенным психозом, начинающимся в первые 3 года жизни ребенка. 

Ранее, в работах Т.П.Симсон (1948) и В.М.Башиной (1989, 1999), клиника детского аутизма процессуального генеза описывалась в разделе ранней детской шизофрении или раннего детского аутизма процессуального генеза. 

Однако типология, особенности развития и прогноз манифестного эндогенного психоза с ранним началом, а также клинические особенности формирующегося в связи с ним детского аутизма остаются мало изученными. 

Несмотря на то, что в последние 30 лет феноменология детского аутизма хорошо изучена как отечественными, так и зарубежными психиатрами и психологами (Rimland B., 1964; Козлова И.А., 1967; Башина В.М. с соавт., 1970, 1974, 1989, 1993, 1999; Исаев Д.Н. с соавт., 1973; Wing L., 1976, 1981, 1989; Rutter M., 1978, 1982; Schopler et al., 1984, 1986; Никольская О.С., 1987; Gillberg C., 1990, 1998; Козловская Г.В., 1995; Eisenmajer et al., 1996; Lord C. et al., 1996; Szatmari P., 2000 и др.), данные о глубине и характере поражения функциональных систем мозга при детском аутизме крайне противоречивы.

Изучение психопатологической структуры задержки психического развития, в том числе в зависимости от степени её выраженности при детском аутизме процессуального генеза, имеет большое значение для правильного подбора терапии и планирования реабилитационных мероприятий. 

Таким образом, уточнение клиники ранних манифестных эндогенных психозов (с началом до 3 лет), также, как и определение критериев их ранней диагностики и прогноза, представляется весьма актуальной задачей детской психиатрии. 

Столь же актуален вопрос о возможных корреляциях между динамикой эндогенного процесса, с одной стороны, и структурой и тяжестью формирующегося в связи с ранним психозом процессуального детского аутизма с другой. 

Задачей первостепенной важности является, также, разработка новых методов терапии указанных состояний. 

Проблема обучения и воспитания детей, страдающих расстройствами аутистического спектра, сегодня является очень важной и мало разрешённой. 

Недостаточно разработанными являются и вопросы коррекционно-развивающего воздействия на психофизическую сферу детей с аутизмом. 

Учитывая своеобразие формирования двигательных функций у детей с аутизмом, адаптивное физическое воспитание (далее АФВ) ставит важные задачи, направленные на укрепление здоровья детей, своевременное формирование двигательных навыков и основных физических качеств. 

Однако, процесс АФВ, это не только коррекция нарушений двигательной сферы, стимуляция физического и моторного развития, создание предпосылок и стимуляция интеллектуального развития, это также педагогический процесс формирования личности, обеспечивающий условия для последующей социальной адаптации и интеграции детей (Плаксунова, 2004). 

Нарушения в двигательной сфере детей с аутизмом можно классифицировать по следующим признакам: 

I. Нарушения физического развития (отклонение от нормы по основным антропометрическим показателям, нарушения осанки, стопы, отставания в показателях жизненной ёмкости лёгких и др.); 

II. Нарушения в развитии двигательных способностей (нарушения координационных способностей, отставания в развитии двигательных качеств); 

III. Нарушения в развитии основных движений (нарушения при ходьбе, беге, в прыжках, при выполнении действий с мячом) (Дмитриев, 2004). 

Кроме того, нарушения двигательной сферы усугубляются характерными поведенческими особенностями аутичных детей, с недостаточностью социального взаимодействия, взаимной коммуникации, недоразвитием воображения (Гилберт, Питерс, 2002). 

Широкий спектр нарушений возникает обычно на фоне неглубоко нарушенных интеллектуальных функций. Однако, ребёнок, страдающий аутизмом и обладающий высоким тестируемым интеллектом может иметь тяжёлые нарушения мотивации действий (Вейтс, 1992). 

Всем детям с аутизмом свойственны нарушения регуляции мышечной деятельности. В результате этого, своевременно не формируется контроль за двигательными актами, возникают трудности в формировании произвольных движений, трудности в становлении их целенаправленности и координированности, страдает пространственная ориентировка.

У многих детей возникают сопутствующие движения (синкинезии). При этом, сильно нарушенными оказываются моторные компоненты речи, тесно связанные с общим развитием как крупной, так и мелкой моторики.

Некоторые дети производят впечатление физически здоровых и двигательно сохранных, но при выполнении заданий, требующих включения целенаправленных двигательных актов, у них проявляются значительные трудности в понимании инструкции и даже в имитации движений. 

Таким образом, дети, страдающие расстройствами аутистического спектра, нуждаются в специальной программе психомоторного развития, в специальных подходах и методах обучения. 

Поэтому разработана программа «Моторная азбука», которая предназначается для детей с аутизмом, страдающих первазивными нарушениями психического развития, проявляющимися в аномальном развитии интеллектуальной и эмоциональной сфер, сенсорики и моторики, внимания, памяти, речи (Питерс, 2002). 

Данная программа разработана с учётом структуры дефекта аутичных детей, а также с учётом недостатков развития их двигательной сферы и психомоторики. 

Программа направлена на развитие умений у детей с аутизмом, в соответствии с уровнями построения движений Н.А. Бернштейна (Маланов, 2001), которые представлены в следующих разделах: 

Раздел 1. Умения выполнять действия, требующие ориентировки в пространстве тела. 

Раздел 2. Умения ориентировать двигательные действия во внешнем пространственном поле. 

Раздел 3. Умения выполнять точные, «прицельные» действия в пространственном поле с предметами. 

В содержание программы вошли следующие классы действий и соответствующие им блоки упражнений: 

⚡Действия, требующие ориентировки в пространстве тела: 

• Упражнения на развитие умения выполнять действия, требующие ориентировки в пространстве тела. 

⚡Действия, обеспечивающие различные виды перемещения ребёнка во внешнем пространственном поле – бег, прыжки, лазания, ползания и т.д.: 

• Упражнения на перемещение во внешнем пространственном поле. 

• Упражнения на преодоление и обход внешних препятствий. 

⚡Точные «прицельные» действия в пространственном поле без предметов и с разнообразными предметами: 

• Упражнения на точность перемещений во внешнем пространственном поле. 

• Упражнения на развитие умения выполнять точные, «прицельные» действия в пространственном поле с предметами. 

Содержание программного материала состоит из базовых основ адаптивной физической культуры и основывается на закономерностях формирования движений нормально развивающегося ребёнка от рождения до 7-летнего возраста. 

Все упражнения распределены с учетом возраста и по степени сложности двигательных заданий на четыре уровня. 

Помимо включения в повседневные занятия и игры ребёнка указанных классов двигательных действий, важным является развитие двигательной рефлексивности: 

• Умение осознавать выполняемые действия – называть выполняемые движения, рассказывать о движениях, о том, с какой целью, как и в какой последовательности выполняются разнообразные действия. 

Программа составлена с учётом основных принципов коррекционно-развивающего обучения: 

• Индивидуализация и дифференциация процесса обучения. 

• Коррекционная направленность обучения. 

• Комплексность обучения на основе прогрессивных психолого-педагогических и психолого-физиологических теорий. 

Основные цели обучения детей с аутизмом на занятиях по программе «Моторная азбука» являются: 

  1. Развитие имитационных способностей (способностей к подражанию). 

2. Стимулирование к выполнению инструкций. 

3. Формирование навыков произвольной организации движений собственного тела. 

4. Воспитание коммуникационных функций и способностей взаимодействовать в коллективе. 

Основные подходы в обучении детей с аутизмом на занятиях по программе «Моторная азбука». 

Дети коррекционного отделения нуждаются в строго индивидуализированном адаптивном физическом воспитании. У них слабо развиты навыки по владению собственным телом, отмечаются плохой контроль за скоростью, силой и равновесием, трудности включить всё тело в единый процесс движения, и они не знают, что они физически умеют делать, и как они могут двигаться. 

Программу «Моторная азбука» рекомендуется использовать для таких учеников начиная с первого уровня, соблюдая последовательность выполнения представленных в ней упражнений и действий.

От учеников нельзя ожидать быстрого и четкого выполнения заданий. Ученики не осознают, что происходит вокруг, они не могут научиться упражнениям, как другие – наблюдая или экспериментируя. 

Для формирования произвольных моторных навыков детям необходимо много физической помощи. 

Программу необходимо начинать с заданий, выполняемых в пространстве собственного тела, тем самым, дав ученику возможность получить представление о собственном теле, ощутить отдельные части тела и конечности, почувствовать, как напрягаются и расслабляются мышцы. 

Одной из конечных целей программы по развитию психомоторики, является обучение ученика выполнять упражнения без помощи взрослых. Ускорить этот процесс помогают занятия не только в стенах учебного учреждения, но и дома. 

Дети школьного отделения, на начальном этапе обучения, также нуждаются в физической помощи. Эти дети владеют определенными двигательными навыками, но они имеют зрительно-моторные нарушения, очень неловки и не совсем уверены в движениях. 

Координация движений у них нарушена в большей степени, чем мелкая моторика. Ученики могут ориентироваться в игровой ситуации. У них возможны трудности в обучении езде на велосипеде, плаванию, катанию на лыжах и коньках. 

Руководство по мере выполнения упражнений может улучшить их качество. Им нужно помочь добиться определенного уровня успеха. Этим детям необходимо работать над основными моторными навыками, их нужно учить элементам игры в футбол, а также в другие игры с броском и ловлей мяча. 

Аутичному ребёнку, как и любому другому необходимы постоянные физические нагрузки для поддержания психофизического тонуса и снятия эмоционального напряжения. Поэтому задания из программы «Моторная азбука» рекомендуется использовать для проведения занятий дома, для чего необходимо обучать родителей работать по данной методике. 

Методы обучения по программе «Моторная азбука»:

  1. Развитие умения выполнять действия, требующие ориентировки в пространстве тела. 

Базовой и наиболее естественной, онтогенетически более ранней и закреплённой всем опытом человека системой ориентации является схема тела (Семенович, 2002). 

У ребёнка представление о собственном теле («схема тела») формируется только на основе многостороннего опыта, предоставляемого органами чувств. При этом, осязание и ощущение движения важны так же, как и распознавание глазами. К тому же, ребёнок должен почувствовать своё тело и через прикосновение к коже, и в собственном движении, мышечном напряжении, в изменении положения тела или его частей («Азбука для родителей», изд. БелАПДИ, 1996). 

Детей с ранним детским аутизмом рекомендуется обучать восприятию и воспроизведению движений, начиная с элементарных вещей, например: 

• Учить выполнять движение головой;

• Учить выполнять движения кистями рук; 

• Учить выполнять положения, перемещения и движения рук;

• Учить выполнять положения, перемещения и движения ног; 

• Учить выполнять положения и движения туловища.

Методика обучения.

Осознанное участие в выполнении движения или его воспроизведение является как целью обучения, так и признаком успешного развития восприятия и навыков воспроизведения. 

Чтобы побудить ребёнка наблюдать за движениями, узнавать, ощущать и называть их необходимо: 

• Медленно и чётко выполнять движения, комментируя их. 

• Описывать упражнения просто, но образно, пользуясь одними и теми же обозначениями для повторяющихся движений. 

• Предлагать ребёнку называть выполняемые движения. 

• Начинать с простейших движений (хлопков в ладоши, вращательных движений руками, приседаний и подъёмов). 

• Одновременно работать над небольшим количеством упражнений, повторяя их. 

• Сопровождать движения ребёнка ритмичным стишком. 

• Помогать ребёнку, ободрять его, исправлять неправильное движение, поощрять за успехи. 

2. Развитие умения ориентировать двигательные действия во внешнем пространственном поле. 

Следующим важным этапом является осознание двигательных возможностей и расширение диапазона движений в разных зонах пространства. Усвоенные ранее навыки являются базой для развёрнутого произвольного действия (Семенович, 2002). 

Упражнения на перемещение во внешнем пространственном поле и на преодоление и обход внешних препятствий: 

• В ползании и лазании 

• В ходьбе 

• В беге 

• В прыжках 

Методика обучения.

Чтобы научить ребёнка различным видам перемещений необходимо: 

• Начинать обучение с коротких перемещений по прямой и постепенно подходить к передвижению на более длинные дистанции, по кругу, дуге, зигзагообразно. 

• Для облегчения выполнения заданий помещение размечается сплошными цветными линиями или другими ориентирами, чётко обозначаются линии «старт», «финиш» и зона отдыха. 

• Задания формулируются в виде вопросов, побуждающих ребёнка к действию, например, «Ты сможешь проползти рядом со мной?». 

• Незнакомые движения показывать и называть. 

• Ритмичное сопровождение движений (словами, ударами в ладоши и т.д.) является существенной помощью ребёнку. 

3. Развитие умения выполнять точные, «прицельные» действия в пространственном поле с предметами:

• Упражнения на точность перемещений во внешнем пространственном поле. 

• Упражнения на развитие умения выполнять точные, «прицельные» действия в пространственном поле с предметами. 

Методика обучения.

• Образцы движений сопровождаются коротким, но образным объяснением, относящимся только к одному из аспектов движения. 

• Движения выполнять вместе с ребёнком (хотя бы частично), обязательно сопровождать движение инструкцией. 

• По ходу движения давать словесные объяснения. 

• Необходимо создавать интересные ситуации и побуждать ребёнка решить их. Например: «Мячик с колокольчиком внутри, если ты в него попадёшь, то услышишь звон». 

• Наряду с похвалой следует исправлять неправильные движения ребёнка. 

• Каждый успех ребёнка отмечается и поощряется. 

• Необходимо радоваться вместе с ребёнком его успехам и помогать преодолевать чувство страха перед некоторыми предметами или движениями. 

Основная цель программы — совершенствование функций формирующегося организма, развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации. 

Физическое развитие лежит в основе организации всей жизни детей и в семье, и в дошкольном учреждении. Это касается предметной и социальной среды, всех видов детской деятельности, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. 

В режиме должны быть предусмотрены занятия физкультурой, игры и развлечения на воздухе, при проведении которых учитываются региональные и климатические условия. Работа по физическому воспитанию строится таким образом, чтобы решались и общие, и коррекционные задачи. 

Основная задача — стимулировать позитивные сдвиги в организме, формируя необходимые двигательные умения и навыки, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма. 

На занятиях по физической культуре, наряду с образовательными и оздоровительными, решаются специальные коррекционные задачи: 

формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных представлений; 

изучение в процессе предметной деятельности различных свойств материалов, а также назначения предметов; 

развитие речи посредством движения; 

формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности;

управление эмоциональной сферой ребенка, развитие морально волевых качеств личности, формирующихся в процессе специальных двигательных занятий, игр, эстафет. 

В работу включаются физические упражнения: построение в шеренгу (вдоль линии), в колонну друг за другом, в круг;

-ходьба; 

-бег, прыжки;

-лазанье; 

-ползание; 

-метание; 

общеразвивающие упражнения на укрепление мышц спины, плечевого пояса и ног, на координацию движений, на формирование правильной осанки, на развитие равновесия. 

Рекомендуется проведение подвижных игр, направленных на совершенствование двигательных умений, формирование положительных форм взаимодействия между детьми. 

В настоящее время в систему занятий по физическому развитию для детей с ОВЗ включается адаптивная физическая культура (АФК) — комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества. 

Адаптивная физкультура обеспечивает лечебный, общеукрепляющий, реабилитационный, профилактический и другие эффекты. Основные задачи, которые стоят перед адаптивной физической культурой: 

формировать у ребенка осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами здоровых сверстников; 

развивать способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни; 

формировать компенсаторные навыки, умение использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных; 

развивать способность к преодолению физических нагрузок, необходимых для полноценного функционирования в обществе; 

формировать потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни, стремление к повышению умственной и физической работоспособности; 

формировать осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества; 

формировать желание улучшать свои личностные качества. 

АФК объединяет все виды физической активности и спорта, которые соответствуют интересам детей с проблемами в развитии и способствуют расширению их возможностей. Цель АФК — улучшение качества жизни детей с ОВЗ посредством физической активности и спорта. 

Основной задачей является решение конкретных психомоторных проблем, как путем изменения самого ребенка, так и изменения окружающей среды, по возможности, устраняя в ней барьеры к более здоровому, активному образу жизни, к равным со своими здоровыми сверстниками возможностям заниматься спортом. 

На своих занятиях по двигательно-моторному развитию детей с расстройствами аутистического спектра особенно широко используя «Я Концепцию» (проговаривание выполняемых двигательных действий за ребенка и/или вместе с ребенком от первого лица). Например: «Я ползу», «Я ловлю мяч», «Я бегу» и др. 

Таким образом, необходимо комментировать всю двигательную активность ребенка. Это помогает развивать у детей представления о самом себе, формировать схему тела и физический образ «Я». 

Одной из конечных целей программы физического воспитания детей с аутизмом является обучение ребенка выполнению упражнения без помощи взрослых. 

Ускорить этот процесс помогают однообразные занятия. Следует придерживаться последовательного структурированного однообразного порядка, а в программу обучения включать разные виды упражнений, так как аутичные дети способны концентрировать внимание только в течение короткого периода времени. 

В содержание программы вошли: 

Действия требующие ориентировки в пространстве тела.

Действия обеспечивающие различные виды перемещения ребенка во внешнем пространственном поле – бег, прыжки, лазания, ползания и т.д. 

Упражнения на преодоления и обход внешних препятствий.

Точные прицельные действия в пространственном поле без предметов и с разнообразными предметами. 

Умения осознавать выполняемые действия- называть выполняемые действия.

Цели программы: 

• Развитие у детей имитационных способностей 

• Стимулирования детей к выполнению инструкций 

• Формирование у детей навыков произвольной организации движения собственного тела 

Задачи программы:

1 Блок 

  1. Регулировать мышечный тонус 

2. Научит удерживать позу 

3. Стимулировать вестибулярное восприятие 

2 Блок 

  1. Формирование схемы тела 

2. Развитие способность совершать независимые движения различными группами мышц 

3. Развите координации 

4. Развитие плавности, серийности, ритмичности 

3 Блок 

  1. Сформировать пространственные отношения 

2. Развитие чувство равновесия 

3. Развитие ловкости 

4. Развитие точности 

В результате коррекции и развития движений уровня позы с помощью упражнений, стимулирующий глубокую чувствительность (массаж, самомассаж, крепкие объятья; упражнения на постуральные мышцы спины и многих других у детей с аутизмом появляется ощущение собственного тела. нормализуется мышечный тонус, восстанавливается вестибулярное восприятие. Это приводит к ослаблению или исчезновению страхов у ребенка, уменьшению его аутизма, появлению тонического ответа при телесном контакте, и как результат развивается общение ребенка с родителями. затем с другими детьми и взрослыми. появляется возможность социализации ребенка. 

В Процессе выполнения упражнений во внешнем пространстве происходит осознание себя и своего тела. «Я» как объект в пространстве. это способствует правильному психическому развитию ребенка. 

Однако процесс адаптивного физического воспитания – это еще и укрепление здоровья детей, своевременное формирование двигательных умений, навыков основных физических качеств, коррекция нарушения двигательной сферы, стимуляция физического и двигательного развития, создание предпосылок и стимуляция интеллектуального и речевого развития. Это также педагогический процесс формирования личности, обеспечивающий условия для последующей социальной адаптации и интеграции детей. 

В программу так же включена Танцевально-двигательная терапия так как Танцевально-двигательная терапия является один из известных видов методик коррекции и реабилитации детей с аутичным расстройством. Танец идеально подходит для детей, страдающих аутизмом. Так как движение – это универсальное средство коммуникации. Все дети двигаются так или иначе, и аутичные дети не являются исключением. У них имеется уникальный язык движений, поэтому невербальная коммуникация является эффективным средством установления контакта. «Комплекс переживаний вовлекает всего человека настолько полно, насколько позволяет танцевальное движение: тело, эмоции, сознание Коммуникация через движение позволяет ребенку лучше осознать себя и делает его более приспособленным для взаимодействия с другими. 

В свою очередь музыкальное сопровождение, а в частности классическая музыка, смягчает негативное поведение детей с расстройств аутистического спектра (РАС). Что доказано Джульетта Алвин, Эриел Уорик в ее опубликованной работе «Музыкальная терапия для детей с аутизмом» 2008 году. 

Основное положение программы 

Программа рассчитана на детей с Расстройством аутистического спектра (вместе со взрослым). 

В начале проводится специальный массаж для лучшего ощущения ребенком своего тела. По методу Юрий Сытенко. 

Дети ложатся на коврики полное похлопывание, затем продавливаем. переворачиваем тоже самое. Простукиваем пяточки сгибая в колени по 12, простукиваем колени, простукиваем пятки прямая нога , простукиваем косточки на ногах, простукиваем ладошки, простукиваем локти, простукиваем плечи . Крутим стопы по кругу, туда обратно по 10. Носочки вверх носочки в виз. крутим колени по 10 туда обратно, крутим бедро п 10 туда обратно. 

• Качаем пресс по 10 (в зависимости от возраста). 

Растяжка на полу. 

• Складочка (стопы на себя, стопы в низ). 

• Складочка одна ножка в лягушки (стопы на себя, стопы в низ). 

• Лягушка вперед 

Изоляция 

• Голова вперед-назад, лево право, налево на право. 

• Руки махи руками, 

• Движения прямыми руками «Вверх-вниз» 

• Руки крутим вперед-назад. 

• Наклоны в стороны 

• Приседания 10 (в зависимости от возраста) 

• Стойка на одной ноге 

• Шестеренка- вращения родителя вокруг ребенка. Катимся (руки ноги прямые). 

• Идем на руках взрослый держит за ноги. 

• Прыжки через верёвку, лежащую на земле 

• Катать мяч в паре со взрослым 

• Прыжки через обруч 

• Ползание на четвереньках с родителем- родитель накрывает ребенка собой и ползет вместе с ним. 

Танцевальные упражнения 

• Вращение – выпрямляем ноги и руки и катимся по полу. 

• Железнова- «Наши ноги ходят сами» 

• Летаем как птички классика. 

• Прыгаем как зайки- классика. 

• Железнова- «Мишка косолапый» 

• Стих на изучения право лево 

• Железнова- Весело идем по кругу крепко держим мы друг друга 

• Железнова- Все на ножки становитесь 

• Железнова- Белые снежинки 

• Железнова- едим едим на лошадке 

• Железнова – Поплясать становись 

• Железнова- Птички невелички 

Литература: 

Азбука для родителей. Движение, игра и спорт вместе с детьми, страдающими умственной неполноценностью. - БелАПДИ «Открытые двери», 1996. 

Башина В.М., Краснопёрова М.Г., Симашкова Н.В. Классификация расстройства аутистического спектра у детей. Научно-практический журнал «Аутизм и нарушения развития», №2, 2003. С. 2-9. 

Гилберт К., Питерс Т. Аутизм: Медицинское и педагогическое воздействие: Книга для педагогов-дефектологов / Пер. с англ. О.В. Деряевой. Под науч. ред. Л.М. Шипицыной; Д.Н. Исаева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 144 с. – (Коррекционная педагогика). 

Дмитриев А.А. Коррекционно-педагогическая работа по развитию двигательной сферы учащихся с нарушением интеллектуального развития: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 224 с. 

Маланов С.В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. Теоретические и методические материалы. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2001.- 160 с. 

Плаксунова Э.В. Возможности адаптивного физического воспитания в формировании двигательной функции у детей с синдромом раннего детского аутизма. Научно-практический журнал «Школа здоровья». М., - 2004. - №1. – С. 32-37. 

Плаксунова Э.В. Развитие моторики у детей с аутизмом. Научно-практический журнал «Аутизм и нарушения развития». М., - 2006. - №4. – С. 52-54. 

Плаксунова Э.В. Формирование двигательной функции детей с аутизмом в процессе обучения действиям, требующим ориентировки в пространстве собственного тела. Сборник «Личность студентов в образовательно-развивающем пространстве физической культуры». Часть 2, МАНПО. – М., 2003. – С. 254-258. 

Плаксунова Э.В. Состояние двигательной сферы детей с аутизмом и её развитие средствами адаптивной физической культуры. Тезисы докладов I Всероссийской научно-практической конференции «Теория и практика Адаптивной физической культуры и спорта в РФ». - Сочи, 2004. 

Плаксунова Э.В. Развитие произвольной организации движений детей с аутизмом посредством круговой тренировки: Материалы I Всероссийской научно-практической конференции (26-27 октября 2007 г. Томск. - С. 166-169. 

Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: учеб. пособие для высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. 

Томас Й. Вейтс. Как помочь ребёнку? Московский Центр вальдорфской педагогики. - М., 1992. 

Максимова Е. В. (2008) Уровни общения. Причины возникновения раннего детского аутизма, и его коррекция на основе теории Н. А. 

Джульетта Алвин, Эриел Уорик «Музыкальная терапия для детей с аутизмом» 2008 году. 

Приложение 

I. Действия, требующие ориентировки в пространстве собственного тела 

1. Движения головой 

• Удержание головы, лёжа на животе 

• Удержание головы, лёжа на спине 

• Наклоны головой вперёд-назад 

• Наклоны головой вправо-влево 

• Повороты головы 

• Вращения головой 

2. Движения кистями рук 

• Захват предмета и манипулирование им 

• Сжимание кулачков одновременно на обеих руках 

• Складывание пальцев в замочек и сгибательно-разгибательные движениями 

• Одновременное сжимание-разжимание кулачков 

• Повороты кистей рук в лучезапястном суставе «спинки-ладошки». 

• «Пальчики здороваются» 

3. Положения, перемещения и движения рук 

• Движения прямыми руками «Вверх-вниз» 

• Движения прямыми руками в стороны 

• Сгибание рук к плечам 

• Опорно-разгибательные движения руками 

• Движения прямыми руками вперёд 

• Движения прямыми руками в стороны 

• Сгибание рук 

• Движения прямыми руками 

• Одновременные движения руками: руки на пояс, к плечам, за голову, вверх и обратно 

• Махи руками (одновременно/поочерёдно) 

• Поочерёдные движения руками: руки на пояс, к плечам, за голову, вверх и обратно 

4. Положения, перемещения и движения ног 

Сгибание ног 1 

• Имитация ползания ногами 

Сгибание ног 2 

• Стойка на носочках 

• Стойка на одной ноге 

• Махи ногами 

• Выпады ногами 

5. Положения и движения туловища 

• Поворот на бок 

• Перевороты 

• Наклоны вперёд 

• Группировка 

• Наклоны в стороны 

• Повороты туловища 

• Раскачивания в группировки 

II. Действия на перемещение во внешнем пространственном поле 

• Ползание и лазание 

• Подползавшие к предметам 

• Ползание за мячом 

• В ползании, катать мяч рукой 

• Ползание с опорой на предплечья 

• Ползание с опорой на ладони и стопы 

• Ползание по-пластунски 

2. Ходьба 

• Переступания 

• Ходьба за взрослым 

• Ходить приставным шагом в сторону 

• Ходьба на носках, на пятках 

• Маршировка (ходьба с высоким подниманием колен и отмашкой руками) 

• Ходьба большими шагами 

3. Бег 

• Бег за взрослым 

• Бег за катящимся мячом 

• Убегание от взрослого 

• Бег с согласованной работой рук и ног 

• Бег в чередовании с ходьбой 

4. Прыжки 

• Полуприседания 

• Прыжки на месте 

• Прыжок в длину 

• Прыжок вверх с касанием предмета 

• Прыжки с продвижением вперёд 

• Прыжки на одной ноге 

III. Действия на преодоление и обход внешних препятствий 

  1. Ползание, лазание 

• Проползать под предмет 

• Перелезающие через препятствие 

• Перелезающие через несколько препятствий 

• Преодоление нескольких препятствий подлезаем и перелезанием 

• Пролезает под предмет правым и левым боком 

2. Ходьба 

• Обходит предметы, лежащие на пути 

• Перешагивает через препятствия 

• Ходьба по узкой линии на полу 

• Ходьба «змейкой» 

• Ходьба по брусу 

3. Бег 

• Бег между двумя линиями 

• Обегание препятствий 

• Бег «змейкой» 

• Бег с преодолением препятствий 

4. Прыжки 

• Прыжки через верёвку, лежащую на земле 

• Спрыгивает с небольшой высоты 

• Прыжки через верёвку, висящую на высоте 4 см. 

• Прыгать вперёд-назад, через верёвку лежащую на полу 

• Впрыгивать на предметы высотой 10-25 см с места 

IV. Действия на точность перемещений во внешнем пространственном поле 

  1. Ходьба 

• Ходьба по ориентирам 

2. Бег 

• Бег на точность по ориентирам 

3. Прыжки 

• Прыжки на точность приземления 

• Прыгать, играя в «классики» 

V. Точные, «прицельные» действия в пространственном поле с предметами 

1.С мячом 

• Катать мяч в паре со взрослым 

• Отбивание мяча ногой 

• Бросок мяча в горизонтальную цель 

• Ловля и бросок мяча в паре со взрослым 

• Сбивание мячом предметов 

2. С обручем 

• Катание обруча в паре со взрослым 

• Прыжки через обруч 

 

Почему нас выбирают:

  • Единый абонемент на танцы, фитнес и йогу у любых педагогов
  • Работаем с марта 2004 года - 14 лет!
  • Обучаем начинающих и продолжающих, взрослых и детей
  • 5 минут езды от м."Чернышевская", "Пл. Восстания", "Пл. Ал. Невского"
  • Воспитываем профессиональных танцоров и тренеров с возможностью заработка
  • Фешенебельный Бизнес центр "Базель" Центральный район СПб
  • Потрясающие отчётные спектакли с профессиональными актерами
  • Оборудованный зал для танцев, фитнеса и йоги 
  • Участие в конкурсах, фестивалях, вечеринках для всех желающих
  • Просторный холл, кафе, раздевалки, вентиляция, кондиционирование
  • Танцевальное ателье, магазин танцевальной одежды и обуви

 

НАПОМИНАЕМ ЧТО У НАС:

 - единый абонемент на танцы, фитнес и йогу у любых педагогов

- и всегда действуют акции и скидки

Посмотреть расписание занятий танцами, фитнесом и йогой

Если ты не нашел искомого танцевального или фитнес направления в нашем расписании, не спеши расстраиваться:

  • Во-первых, ты всегда можешь записаться на индивидуальные занятия танцами и фитнесом;
  • Во-вторых, ты можешь оставить у нас заявку на создание группы по интересующему тебя танцевальному или фитнес направлению, мы соберем группу и позовем тебя на занятия.

Так что не откладывай:

запишись на любой урок танцев, йоги или фитнеса в любую группу;

или оставь заявку на формирование группы;

или запишись на ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УРОК по любому направлению!

Записаться на пробное занятие танцами и фитнесом, открытые уроки танцев и фитнеса

ЗВОНИ ПРЯМО СЕЙЧАС СПб:

 +7 (812) 921-0376

Задай вопрос или закажи обратный звонок.

ПРИХОДИ:

Санкт-Петербург, Центральный район, Смольнинское, улица Новгородская, дом 23, БЦ "Базель" (Центральный вход до 20-00, 3 этаж. Вход через калитку "Ресторана северной кухни МÖ" после 20-00)

ст.м."Чернышевская", "Площадь Восстания", "Площадь Александра Невского", СПб, Петербург.

до нас ходит прямой общественный транспорт со всех районов горда, так как мы находимся близ УФМС.

 

Яндекс Карта

Открыть карту
Закрыть карту
Поделиться